Что логопед делает в школе


Как работает логопед в школе

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа логопеда с детьми в школе

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

  • группа первоклассников — 35 минут;

  • группа детей 2-4 классов — 45 минут;

  • подгруппа — 20-25 минут;

  • индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

  • класс, фамилия, имя и возраст ученика;

  • домашний адрес и телефон родителей;

  • дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

  • успеваемость по русскому (родному) языку;

  • жалобы родителей, учителей;

  • заключение сурдолога и психиатра;

  • данные о развитии речи и общем развитии;

  • характеристика артикуляционного аппарата и речи;

  • сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

  • проявление заикания;

  • характеристика на ребёнка учителя и психолога;

  • заключение логопеда;

  • результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

Логопед в школе:

  • проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

  • корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

  • проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

  • логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

  • Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

  • Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

  • Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

www.logopedshop.ru

Зачем в школе логопед

В последние годы заметно снизилось качество обучения в школе, особенно по русскому языку и литературе. Шестиклассник, читающий по слогам – нередкое явление. Дети читать не любят и не хотят. К окончанию школы только треть из них могут вдумчиво читать текст и извлекать из него полезную информацию, грамотно говорить и писать, владеть нормами языка. Больше половины выпускников не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли.

Как показало многолетнее изучение одной из причин неуспеваемости детей и по русскому языку и по математике и по другим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая препятствует овладению правильным чтением и грамотным письмом. К пяти годам ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает звуки речи, обладает достаточным словарным запасом. Грамотная речь – показатель умственного развития ребенка. В шести-семилетнем возрасте речь развивается очень бурно.

Развитие речи идет в двух направлениях:

  1. интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
  2. речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).

При этом расширение словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.

Логопедия в переводе с греческого означает «воспитание правильной речи». Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и воспитание лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек. Как и все науки, изучающие человека, логопедия – наука синтетическая. Учитель-логопед – это педагог, который должен обладать знаниями, связанными со специальными отраслями педагогики (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой), методиками обучения родному языку и математике, общей и специальной психологией, нейропсихологией, нейро- и психолингвистикой и другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и не речевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

В школе учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи и организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на своих занятиях решает не только собственно речевые задачи, но и формирует учебную деятельность детей. Если в дошкольном возрасте основной деятельностью ребенка является игра, то в школе он должен заниматься учебной деятельностью. По данным М.Безруких 78% 6-летних детей к школе не готовы, а для 7-летних – 20-30%. По результатам наблюдений первоклассников нашей школы все 7 детей, которым было меньше 6,5 лет на 1 сентября, имели психологические проблемы: 5-расторможены, 1-часто плачет, 1-замкнут и обидчив, 1-не может запомнить буквы, у 1- приступы рвоты.

Современные психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточный уровень произвольного или волевого развития ребенка. Известно так же, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка.



Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Это фиксируется как у детей, поступающих в школу, так и у учащихся 2-3 классов. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:

При письме

1) заменой букв (к-п); 2) списывание с ошибками с доски; 3) не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения); 4) тремор рук при письме; 5) появление или возрастание ошибок к концу работы; 6) трудности в освоении алфавита;

7) отсутствие орфографической зоркости.

При чтении:

1) повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки; 2) потеря строчки при чтении; 3) прочитывание с ошибками; 4) низкая скорость чтения; 5) плохое запоминание;

6) не умеет выделить главное в прочитанном.

Математика:

1) арифметические ошибка; 2) неумение решать задачи.

В современных условиях дошкольного воспитания формирование подлинной произвольности затруднено. В детских учреждениях развитие произвольного внимания осуществляется по внешнему типу, когда цели и задачи любой деятельности, задаются взрослым, и от ребенка требуют подчинения нормам и правилам. Подлинная произвольность заключается в том, что ребенок должен «овладеть собственным поведением, отнесясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некий объект» (Выготский). «Речь помогает ему овладеть этим объектом» (Выготский).

В раннем и младшем школьном возрасте слово идет за действием и фиксирует результат. На следующей ступени развития речь сопровождает действие. Затем речь сдвигается на первый план. Ребенок в словесной форме определяет для себя задачу и таким образом регулирует и планирует свое поведение. Ребенок 5-6 лет уже практически может управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, нов то же время легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Первоклассник должен уметь отделять главное от второстепенного и организовывать свое поведение сознательно так, чтобы не отвлекаться от главного.

Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях. Наполняемость логопедических групп (3-6 человек) позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.

Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспешности в учебе.Он владеет необходимым арсеналом средств для оказания помощи ребенку, сможет дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям. Обследование первоклассников проводится в начале сентября. По результатам обследования детей учителем-логопедом и с учетом рекомендаций врача-невропатолога и логопеда поликлиники дети зачисляются на занятия в логопедические группы. Дети, посещавшие логопедические детские сады, продолжают обучение на школьном логопункте, так как известно, что общее недоразвитие речи компенсируется только к 10 годам.

Важно как можно раньше обратить внимание на проблемы ребенка. Полезно было бы провести скрининг-обследование детей при записи их в школу и дать родителям рекомендации по развитию и воспитанию еще до поступления в 1 класс. Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи скорее благоприятный при условии своевременной целенаправленной помощи. Например, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи вероятнее всего не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы. А может еще и отстанут. И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. В школе таким специалистом является учитель-логопед.

Автор материала: Домась Наталья Петровна

Также по теме:

Документация учителя-логопеда ДОУ

logoped18.ru

Учитель-логопед

 

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

§  развитие связной речи,

§  коррекция произношения,

§  накопление и совершенствование словаря,

§  развитие физического и речевого слуха

§  развитие грамматической стороны речи

§  развитие артикуляционной моторики

§  обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей

1.         Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.

2.         Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.

3.         Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло(дупло), лёбит (любит).

4.         Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5.         При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).

6.         Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт(везёт).

7.         Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

График работы учителя-логопеда МБОУ «Ивановская СОШ»

Понедельник

10.30-14.30

Вторник

10.30-14.30

Среда

10.30-14.30

Четверг

10.30-14.30

Пятница

10.30-14.30

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 40 минут, индивидуальные - 20 минут.   В каждой группе по 4-8 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду Лисман Ирине Владимировне с понедельника по среду с 11 до12.00 часов.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

Хочу поделиться некоторыми материалами и наработками в своей работе.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным  языком упереться изнутри то в одну, то в другую щёку.

«Почистим зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот закрыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык ув глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» – «Хоботок». Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

1.     Научите ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Поиграйте со звучащими игрушками. Попросите ребенка угадать с закрытыми глазами, что звучало: барабан, дудочка, погремушка.

2.     Необходимо научить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Кто тебя позвал?» «Где мяукает котёнок – далеко или близко?» «Угадай, кто говорит: мама-медведица, папа-медведь или медвежонок из сказки про трёх медведей.»

3.     Поиграйте со словами, близкими по звуковому составу. Например, игра со словом «вагон». Ребёнку предлагается послушать слова, похожие на слово «вагон» и хлопнуть в ладоши, когда прозвучит ошибочный вариант этого слова: «вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом».

4.     Поиграть со слогами, научиться их различать. Например, «на-на-на-па» - какой слог здесь лишний? «Я назову слог с глухим звуком, а ты со звонким. Например, па-ба, та-да  и т. д.

5.     Научите ребенка различать фонемы (звуки) родного языка. Работу начинают с дифференциации гласных звуков.  Например, «поезд гудит у-у-у-у, девочка плачета-а-а-а-а, птичка поёт и-и-и-и-и». Ребенок запоминает звучание звуков, а затем показывает картинки поезда, девочки или птички, когда услышит тот или иной звук. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6.     Формируйте у детей навыки элементарного звукового анализа. Начинать надо с того, что дошкольника учат определять количество слогов в слове  и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводят анализ гласных звуков. Например, красный кружок – это а, желтый – это у, зеленый – это и. Взрослый произносит сочетания гласных звуков, а ребёнок выкладывает цветные кружочки. Затем приступают к анализу согласных звуков. Учат определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала определяют, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.  Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д. Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: мак – м а к, луна –  л у н а, ручка – р у ч к а. Такие нехитрые задания помогут вашему ребенку в будущем при обучении в школе.  

Грамматический строй речи

1. «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

·        В саду много красных яблок.

·        Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

2.  «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

·        Собака вышла в будку.

·        Хорошо спится медведь под снегом.

·        Над большим деревом была глубокая яма.

3. «Постарайся составить предложение из слов».

·        Мальчик, открывать, дверь.

·        Сидеть, синичка, на, ветка.

·        Груша, бабушка, внучка, давать

4.  «Вставь пропущенное слово  в предложение».

·        Лена наливает чай … чашки.

·        Почки распустились … деревьях.

·        Пес сидит …конуры.

5.  «Назови предметы по образцу».

Образец: один - дом, а если их много, то это – дома.

·        Один – стул, а много – это …

·        Одно – окно, а много – это …

·        Одно – ухо, а много – это …

Образец: один –дом, а много (чего?) – домов.

·        Один – стул, а много (чего?) -  …

·        Одно – окно, а много (чего?) -  …

·        Одно – ухо, а много (чего?) -  …

6.  «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята.

У козы -…, у волка - …,  у утки - …, у лисы -…, у льва - …, у собаки -…, у курицы - …, у свиньи -…, у коровы -…, у овцы - … .

7. «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги – бумажная.

Шляпка из соломы - …, горка изо льда -…, варенье из вишни -…,  салат из моркови - …, суп из грибов -…., лист дуба - … .

8. Предложите ребенку составить рассказ по серии сюжетных  картинок. Обратите внимание на то, верно ли ребенок разложил картинки, какие составляет предложения.

9.  Предложите ребенку пересказать сказку или рассказ.  Проследите за тем, как ребенок составляет пересказ: сам или пользуется вашими наводящими вопросами, смог ли отобразить в своем пересказе все описанные события, героев произведения.

1.     «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.

2.     «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

3.     «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.

4.     «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.

5.     «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).

6.     Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)

7.     Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит дрова топором», а затем сложные  с союзами  «и», «а». Ребенок должен овладеть умением  устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку»

8.     Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т.д.»

9.     Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

iss.edusite.ru

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

  1. Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

  2. Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

  3. Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

  4. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

  • Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

  • Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

  • Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

  • Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

  • Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

rosuchebnik.ru

Для чего нужен логопед в школе

Если наугад спросить нескольких взрослых людей о том, кому, на их взгляд, нужна помощь логопеда, большинство ответит: «Тому, кто плохо выговаривает звуки, картавит, шепелявит». Действительно, нарушения произносительной стороны речи наиболее заметны для окружающих. Если ребёнок нечётко, неправильно говорит, то и педагоги, и родители, и другие взрослые обращают на это внимание и понимают: пора вести ребёнка к логопеду. Но нарушения звукопроизношения очень ярко проявляют себя в дошкольном возрасте. Позанимавшись с логопедом ДОУ или поликлиники, дети приходят в школу уже в основном с более или менее понятной для окружающих речью. Именно поэтому люди, далекие от педагогики, часто задают мне вопрос: «А для чего нужен логопед в школе? Ведь все дети уже умеют хорошо разговаривать?».

В самом деле, детей 6 – 7 лет со множественными нарушениями звукопроизношения мы наблюдаем сравнительно редко (5 – 6% от общего числа). Примерно у 28 – 30 процентов первоклассников мы встречаемся с нерезко выраженными нарушениями звуковой стороны речи. Ребёнок либо неправильно произносит звук р (горловой звук, замена на [л], пропуск звука: «лак» или «ак» вместо «рак» и т.п.), либо неправильно, «шепеляво» произносит шипящие или свистящие звуки, заменяет их, либо искажает звук л (произносит, например, звук, похожий на [у] или на [в]: «уодка» или «водка» вместо «лодка»). Нередко встречаются нарушения произношения нескольких групп звуков, например, свистящих и шипящих, шипящих и [р], [р] и [л], и другие сочетания.

К нарушениям звукопроизношения у ребёнка школьного возраста взрослые относятся по-разному. Если звук нарушен не слишком явно, то некоторые родители не обращают на это внимания или даже не замечают таких нарушений, и очень удивляются, когда логопед сообщает им, что ребёнок произносит звук р горлышком, или свистящие звуки с межзубным положением языка. Встречаются родители, которые отказываются от помощи школьного логопеда, мотивируя это тем, что «вот недавно по телевизору выступал известный депутат (учёный, политик и т.п.), который тоже не выговаривает р и ничего, сразу видно, что умный человек и многого достиг в жизни».

Действительно, так ли уж важно, все ли звуки ученик произносит чётко и правильно, если он не собирается, например, стать в будущем педагогом, артистом или диктором центрального телевидения? Приведу пример из моей практики. За логопедической помощью обратился мужчина 28 лет. Молодой человек, успешный менеджер крупной фирмы, пришёл к логопеду потому, что директор сказал ему: «Я очень ценю вас, как своего сотрудника, но дела фирмы и Ваша карьера продвигались бы успешнее, если бы менеджер имел хорошую дикцию». Директор даже предложил сотруднику оплатить занятия с логопедом.

По словам обратившегося, в детстве он сам не захотел посещать логопеда, а родители не настаивали. Собственная речь его вполне устраивала и не являлась препятствием для учёбы в школе и университете. Молодой человек с недоверием спрашивал: «Неужели я действительно так плохо говорю?». Убедить его в том, что говорит он на самом деле плохо, помогло только прослушивание записанных на диктофон его высказываний.

А случаев, когда ко мне по собственной инициативе обращаются подростки 15 – 17 лет с просьбой исправить произношение того или иного звука, так как они стесняются отвечать устно и испытывают трудности в общении (особенно с противоположным полом), в практике насчитываются десятки.

Недавно, например, ученица 11 класса пришла к логопеду с жалобой на то, что дефектно произносимый звук р мешает ей в учёбе и личной жизни. При этом в школе девочка успевает только на «хорошо» и «отлично».

Можно ли помочь взрослому человеку или подростку исправить звукопроизношение? В большинстве случаев можно, но это потребует значительных усилий, так как мышцы артикуляционного аппарата уже менее пластичны, и сформировалась многолетняя привычка неправильного употребления звуков.

Приведённые примеры должны убедить всех взрослых, занимающихся обучением и воспитанием детей, что коррекцией звукопроизношения у ребёнка обязательно нужно заниматься вовремя, чтобы не создавать лишних проблем и препятствий во взрослой жизни.

Однако все вышеприведённые примеры иллюстрируют так называемые «косметические» дефекты, когда нарушения звукопроизношения не влияют на успешность в обучении. Школьные же логопеды выявляют и приглашают на занятия в первую очередь тех учащихся, нарушения звуковой стороны речи у которых могут привести к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам.

Например, у поступившего в школу первоклассника наблюдается нарушение звукопроизношения 2 – 3 групп звуков. Ребёнок говорит «лабота» вместо «работа», «вампа» вместо «лампа», «шабака» вместо «собака». У такого ученика велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению, так как он будет писать и читать так, как говорит. И появятся в школьной тетради так называемые «логопедические ошибки»: «павка» вместо «палка», «белёза» вместо «берёза», «Шаша» вместо «Саша». Знакомая картина для многих учителей, не правда ли? Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он просто обречен на неуспеваемость.

Педагоги знают, что если в диктанте ребёнок допустит 1 – 2 орфографические ошибки, то он получит оценку «4». А если к этим 1 – 2 ошибкам неизбежно прибавятся 4 – 5 «логопедических», то это уже «двойка» и хроническая неуспеваемость по русскому языку. Такого печального исхода событий можно избежать, если оказать первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе. С таким ребёнком надо проводить в первую очередь работу по коррекции звукопроизношения, а затем по дифференциации смешиваемых звуков на слух и соответствующих букв при письме и чтении.

В своей практике мы используем такой вид работы, как консультационная помощь. Взрослые с ребёнком приходят к нам на консультацию 1 раз в неделю или в 2 недели, получают задания и ежедневно сами проводят занятия с ребёнком, уже используя как наши рекомендации, так и различные самоучители по логопедии. Как показывает опыт, таких консультаций требуется не менее 10, чаще от 20 до 40.

Уважаемые читатели! Коррекция нарушений звукопроизношения – это очень специфический раздел логопедии, требующий специальных знаний по анатомии органов речи, неврологии, логопедии. Поэтому, если есть такая возможность, коррекцией этих нарушений должен заниматься всё-таки специалист, при активном участии родителей и педагогов.

Часто на практике встречаются такие случаи, когда ребёнок уже правильно произносит все звуки, а в диктантах допускает до 30 ошибок. Это и ошибки на знание грамматических правил, и пропуски букв, и замены букв и слогов, и искажение слов, неправильные окончания, слитное написание слов в предложении. Нуждается ли такой ребёнок в помощи логопеда? Или с ним просто надо побольше заниматься русским языком, повторять правила, писать диктанты?

Перечисленные ошибки чаще всего являются следствием таких серьёзных речевых нарушений, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. В этих случаях без специальной помощи ребёнок не будет усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и другим предметам. Многие учителя начальных классов понимают, что ни традиционные «работы над ошибками», ни многократное переписывание одних и тех же заданий, ни совет «читать как можно больше» не дают в таких случаях желаемого результата. Лишь специальная, целенаправленная работа над формированием навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений, умения различать сходные по акустико-артикуляционным и оптико-моторным признакам звуки и буквы, обогащение словарного запаса и нормализация фразовой речи у ребёнка, позволят устранить так называемые «логопедические ошибки» и дадут возможность успешно усваивать программный материал.

Подводя итог, скажем, что в среднем 25 – 30% младших школьников для формирования правильной речи и успешного овладения письмом и чтением нуждаются в логопедических занятиях. При отсутствии логопедической помощи мы наблюдаем целый ряд негативных явлений, таких как школьная неуспеваемость, и, как следствие, нежелание учиться, низкая самооценка у ребёнка, конфликты с учителем и родителями, школьные неврозы.

Хотелось бы, чтобы, решая вопрос о том, нужен ли логопед в школе, администрация школы и руководители управлений образования помнили об этом.

multiurok.ru

Консультация для родителей "Зачем в школе нужен логопед"

О работе школьного логопеда

В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений. 

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.

Что делает логопед?  

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи,

  • коррекция произношения,

  • накопление и совершенствование словаря,

  • развитие физического и речевого слуха

  • развитие грамматической стороны речи

  • развитие артикуляционной моторики

  • обучение навыкам словообразования и словоизменения 

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

• развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

• формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

• формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

• профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих дизорфографию – неспособность  применить орфографические правила в письменных работах. Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.

Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и самостоятельной  письменной речью. Соответственно логопед оценивает звукопроизношение, состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные - 20 минут.   В каждой группе по 3-6 человек. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

infourok.ru


Смотрите также