Эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм


Синдром эмоционального выгорания

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Оглавление

Введение

1. Эмоциональное выгорание как феномен профессиональной деятельности

1.1 Понятие эмоционального выгорания

1.2 Факторы вызывающие эмоциональное выгорание

1.3 Характеристика фаз эмоционального выгорания

2. Сравнительный анализ проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности

2.1 Программа исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Литература

Введение

Актуальность: Профессия преподавателя по праву может считаться одной из самых сложных в сфере «человек-человек». Постоянное общение с «подрастающим поколением», его воспитание - есть основная и очень непростая задача педагога. Специфика такой работы накладывает свой отпечаток на человека. Иногда случается, что у преподавателей осложняется общение со своими близкими, многих из них есть психосоматические проблемы. Возможно это связано с проявлением синдрома «эмоционального выгорания».

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: проявление синдрома эмоционального выгорания у преподавателей и зависимость от их педагогического стажа.

Целью исследования данной работы является сравнение проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности.

Задачи:

· Анализ литературных источников посвященных проблеме эмоционального выгорания у преподавателей с разным стажем;

· Подбор психологических методик адекватных цели курсовой работы;

· Провести исследование, направленное на выявление проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем работы;

· Анализ и интерпретация полученных результатов;

· Формулирование выводов по итогам проведенного исследования;

Гипотеза: Предполагается, что у преподавателей, имеющие больший педагогический стаж работы, синдром эмоционального выгорания проявляется более ярко, чем у тех преподавателей, которые меньше работают по этой специальности.

Психологические методики:

1) Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко,

2) «Опросник на «выгорание»» MBI

эмоциональный психологические стресс депрессивный

1. Эмоциональное выгорание как феномен профессиональной деятельности

1.1 Понятие эмоционального выгорания

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром.

В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому списку представителей массовых профессий прибавить руководителей, командиров и работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, различного рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, библиотекарей и артистов, то получится, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» не является строго научным. Возможно, поэтому само явление освещается популярно и в несколько упрощенном виде как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.

Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека. Этим выгорание отличается от различных форм эмоциональной ригидности (которая определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями).

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще профессионального, поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношении с партнерами.

Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

1.2 Факторы вызывающие эмоциональное выгорание

Данный стереотип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок - внешних и внутренних.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание:

· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

· дестабилизирующая организация деятельности.

Основные ее принципы заключаются в следующем: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней мелких подробностей, противоречий, повышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения - клиенте, потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это касается медиков, педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него: сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока - нервное перенапряжение. Например, хирурги работают «на износ», ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше своих коллег.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемые функции и операции. Среди таких институтов жесткие ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и безработица. По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль за исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального выгорания.

· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Она определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

· психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

Если говорить о врачах, то у них это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей - дети с аномалиями характера, нервной системы и задержками психического развития. У руководителя - подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники. У обслуживающего персонала - капризные и грубые клиенты. При работе с людьми почти ежедневно приходится встречаться с клиентом или пациентом, который, что называется «доводит до белого каления» или «портит нервы». При этом человек невольно начинает предупреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждать себя при помощи формулы «не следует обращать внимания…». В зависимости от статистики собственных наблюдений, выбирается, кого именно следует игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда не получается включиться в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумения и конфликт - эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.

Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:

- склонность к эмоциональной ригидности.

Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. И напротив, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться.

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости и неопытности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в его душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Поэтому некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым либо не заинтересован проявлять сочувствие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы - безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, он в ней не нуждается и не испытывает от нее удовлетворения. Для такого человека выгорание принимается легко и просто. Другое дело личность с альтруистическими ценностями. Для таких людей очень важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении они переживают как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

Бывает, что у профессионала нравственный изъян существовал еще до того, как он стал работать с людьми, или был приобретен в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности.

Нравственная дезориентация вызывается неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

1.3 Характеристика фаз

Эмоциональное выгорание - динамический процесс, который возникает спонтанно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании можно наблюдать все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В соответствии с каждым этапом возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.

Фаза «напряжения»

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и своего рода запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилием психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудны или неустранимы. Если человек не ригиден, то его раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания.

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Так возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности.

В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах выгорания они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, но является логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства слишком «давят» и избавиться от них невозможно, к человеку часто приходит чувство безысходности. Он пытается что-то изменить, постоянно обдумывает неудовлетворительные аспекты своей работы. Что приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. Если она не находит выхода, если не срабатывает какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение загнанности в клетку.

Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, и в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии» является, так называемой, крайней точкой в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

Фаза «резистенции»

Выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненным признаком выгорания является то, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально различающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения является наиболее благоприятным, так как свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

- если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обуславливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций в данном случае не снижает понимания состояний и потребностей партнера, не мешает принятию решений и формулировке выводов;

- если не настораживает и не отталкивает партнера;

- если, при необходимости, уступает место иным адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партнеру подчеркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием.

Иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: если человек считает нужным, он уделяет внимание данному партнеру, если находится в хорошем настроении - на состояния и потребности партнера. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он в некоторой степени углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за них волноваться».

Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Так как профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений.

К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, общество осуждает попытки разделить его на достойных и недостойных уважения. Однако с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от своего настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъективных взаимосвязей.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай типичен: на работе человек до того устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими людьми. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе такой человек еще держится соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается или, что еще хуже, готовы послать всех подальше, или накричать на брачного партнера и детей.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Согласно «законам редукции» у людей, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием.

Фаза «истощения»

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую, нравственную отдачу. О том, что это эмоциональное выгорание, говорит еще недавний опыт человека: некоторое время назад таких ощущений не было, и он переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом «эмоционального дефицита».

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Однако, это не является исходным дефектом эмоциональной сферы, не признаком ригидности, а приобретенной за годы обслуживания людей эмоциональной защитой. Человек постепенно научается работать как робот, как автомат. При этом в других сферах он живет полноценными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал своим видом как будто показывает, что ему «на всех наплевать».

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, его присутствие неприятно, и даже сам факт его существования.

Метастазы выгорания проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный, эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Этот симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Бывает так, что даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - выгорание - самостоятельно уже не справляется с нагрузками и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

2. Сравнительный анализ проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности

2.1 Программа исследования

Выборка. 30 преподавателей с различным стажем педагогической деятельности.

До 5 лет - 10 человек;

От 5 до 10 лет - 10 человек;

Более 10 лет - 10 человек;

Из них 5 мужчин и 25 женщин.

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений, по каждому необходимо высказать свое мнение. В случае согласия с утверждением необходимо поставить около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), в случае несогласия - знак «-» («нет»).

Обработка результатов: каждый вариант ответа оценен определенным числом баллов. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»;

3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма показателей всех 12 симптомов.

Ключ. Знак «+» около номера вопроса означает, что дан положительный ответ, знак «-» означает, что ответ отрицательный. В скобках указаны присваиваемые баллы.

Анализ результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего необходимо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - несложившийся симптом;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16 и более баллов - сложившийся симптом;

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

Дальнейший шаг в интерпретации результатов - анализ показателей фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.

«Опросник на «выгорание»» MBI.

Авторами методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 2 балла - «иногда», 3 балла - «часто», 4 балла - «очень часто», 5 баллов - «каждый день».

Инструкция. Испытуемый отвечает, как часто он испытывает чувства, предложенные в опроснике. Для этого в бланке ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Обработка. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у испытуемого выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

2.2 Результаты исследования

В ходе обработки результатов исследования были получены следующие данные:

По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

Таблица 1.

фаза

«Напряжение»

«Резистенция»

«Истощение»

стаж

до 5 лет

30%

50%

40%

от 5 до 10 лет

30%

40%

30%

более 10 лет

30%

50%

20%

Таким образом, из Таблицы 1 видно, что фаза «Напряжение» сформирована у одинакового числа преподавателей (30%), независимо от стажа их работы. У 50% преподавателей как со стажем до 5 лет, так и со стажем более 10 лет, сформирована фаза «Резистенция». Данная фаза сформировалась так же у 40% из числа тех, чей стаж составляет от 5 до 10 лет. Различия заметны по количественным показателям фазы «Истощение». Она сформировалась у 40% преподавателей работающих до 5 лет по специальности, и только у 20% со стажем работы более 10 лет.

Рассмотрим данные в Таблице 2:

Показатели по шкале Эмоциональное истощение не отличаются у преподавателей со стажем 5-10 лет и тех, кто занимается педагогической деятельностью более 10 лет и составляет 30%.

Таблица 2.

шкала

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

стаж

до 5 лет

50%

20%

20%

от 5 до 10 лет

30%

10%

40%

более 10 лет

30%

10%

10%

Среди педагогов работающих менее 5 лет эмоциональное истощение наблюдается у 50%. Уровень деперсонализации так же несколько выше у молодых преподавателей 20%, по сравнению с 10% зафиксированными у преподавателей со стажем от 5 и более лет. По шкале Редукция личных достижений 40% наблюдается у тех, чей стаж от 5 до 10 лет, в то время как у остальных групп 10% и 20% соответственно.

Вывод. Особых различий проявления симптомов эмоционального выгорания среди преподавателей с различным стажем работы выявлено не было. Так, фаза «напряжения» наблюдалась с одинаковой частотой у преподавателей с разным стажем (30%). Существенно не отличались данные о сформированности фазы «резистенция» - это 40 и 50 процентов. Шкала Деперсонализации так же демонстрирует примерно одинаковые результаты у всех групп испытуемых.

Однако эмоциональное истощение чаще проявляется у тех, кто занимается педагогической деятельностью менее 5 лет. Оно наблюдается у 50%, показатель же более опытных коллег значительно ниже, и составляет 30%. Фаза «Истощении» так же более сформирована у преподавателей со стажем меньше 5 лет (прослеживается у 40%). Уровень редукции личных достижений выше у преподавателей со стажем от 5 до 10 лет.

Заключение

В ходе исследовании направленного на сравнение проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности были получены следующие результаты.

Цель исследования направленная на то, чтобы сравнить проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности была достигнута.

Гипотеза, предполагающая, что у преподавателей, имеющие больший педагогический стаж работы, синдром эмоционального выгорания проявляется более ярко, чем у тех преподавателей, которые меньше работают по этой специальности, не подтвердилась.

Согласно результатам проведенного исследование можно сделать вывод, что.

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

3. Большой толковый психологический словарь/ Роббер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000.

4. Вилюнас Витис. Психология эмоций: учебное пособие для студентов вузов, обуч. По направлению и специальностям психология/ автор-сост. Витис Вилюнас. - СПб. И др.: ПИТЕР, 2004.

5. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли/ В.Е. Дружинин. - М.: Творч. Центр «Сфера», 2003.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие для вузов/ Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ-проект, 2003.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

8. Практическая психология для преподавателей. - М.: «Филинъ», 1997.

9. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для вузов/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001.

10. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мищерикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.

11. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат., 1990.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.: Учебн. пособие: в 2-х кн. - 2-е изд., 1990.

13. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

14. Столяренко А.М. Общая профессиональная психология: Учеб. Пособие/ А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства/ В.Д, Шадриков. - М.: Логос, 2002.

Размещено на Allbest.ru

otherreferats.allbest.ru

Эмоциональное выгорание: диагностика и профилактика

Состояние, когда нет сил и уже, казалось бы, ничего не радует, сегодня знакомо практически каждому современному человеку. Однако не стоит впадать в депрессию, ведь психологи знают, как бороться с таким синдромом.

Масштабы такой эмоциональной проблемы современного общества на сегодняшний день достаточно широко распространены среди взрослого населения. И не удивительно, ведь шаблонные признаки выгорания можно обнаружить у многих окружающих или вас самих. Современный темп жизни и век эксплуатации всего и всех неизбежно приводит к быстрому истощению организма физически и психологически.

Если вы замечаете, что ваша активность на работе и в общественной жизни значительно снизилась, то следует разобраться в причинах такого состояния. Выход из такого положения зависит от уровня подавляющих вас стрессов и их количества. Также следует обратить внимание на профилактику эмоционального выгорания и тем, кто чувствует себя позитивно настроенным и продолжает жить с завидной активностью, чтобы не потерять радость в жизни.

Понятие синдрома эмоционального выгорания

Само определение психологического «выгорания» (эмоциональное выгорание) (англ. burnout) было введено американским психотерапевтом Г. Фрейденбергом достаточно недавно (1974 г.). Такой синдром в психологии обычно принято определять как проявление длительной депрессии и стрессов, вызванных перенапряжением или как период профессионального кризиса. Любые отрицательные эмоции должны получать свое выражение и разрядку, а если этого не происходит, то личные эмоции и энергия человека истощаются.

Позже профессора Калифорнийского университета психологии разработали научный метод для изучения этой проблемы, который предполагает трехуровневую группировку:

  1. Психологическое истощение. Чувственное перенасыщение, понижение положительных реакций на происходящее или полное равнодушие.
  2. Деформация личности. Ухудшение отношений с окружающими в обществе, снижение независимости и самостоятельности, проявление негативных и циничных эмоций к людям.
  3. Снижение личностных достижений. Отрицательная самооценка, ограничение возможностей, успеха, достижений и обязанностей.

Причины эмоционального выгорания

Современная психология позволяет выделить несколько основных стрессогенов, которыми насыщена наша повседневная жизнь и которые приводят к возникновению синдрома:

  1. Необходимость постоянного интенсивного общения с социумом. Часто возникающие проблемы и трудовые будни заставляют нас ежедневно сталкиваться с множеством людей, различных по эмоциональному состоянию. Если вы отличаетесь скромностью и замкнутостью, то чрезмерная концентрация на собственных и чужих проблемах приведет к накапливанию стрессов и эмоциональному дискомфорту.
  2. Необходимость работы в условиях повышенной эффективности. Каждый день требует от нас собранности, пунктуальности, самоорганизации, вежливости и постоянного самоконтроля. Публичность и чрезмерная открытость нашей жизни заставляет нас и окружающих жестко контролировать себя, что приводит к внутренней нестабильности и эмоциональному раздражению.
  3. Постоянная напряженность окружающей атмосферы. Ускоренный ритм современности и контроль действий на работе, а также чрезмерная загруженность делами и катастрофическая нехватка свободного времени для отдыха истощают наш организм. Стресс является закономерным следствием завышенных требований и нехватки внешних и личностных энергетических ресурсов.

Диагностика эмоционального выгорания

Чтобы адекватно оценить свое психологическое состояние здоровья, все характерные симптомы и признаки истощения принято группировать следующим образом:

  • психологические;
  • социального поведения;
  • физиологические.

Физические симптомы эмоционального выгорания

К физиологическим аспектам выгорания необходимо отнести:

  • бессонница или нарушение режима дня, полное отсутствие сна до раннего утра или резкое засыпание, неспособность заснуть повторно среди ночи, тяжелое пробуждение;
  • нарушение дыхания и одышка при любой нагрузке;
  • пониженная реакция на изменения окружающей среды, полное отсутствие радости и любопытства или чувства страха при возникновении опасности;
  • постоянная физическая усталость, когда ощущение бессилия не проходит даже утром после нормального полноценного сна;
  • постоянное желание выспаться, сонливость, заторможенность;
  • постоянные головные боли без причины;
  • резкое изменение показателей веса (снижение, увеличения);
  • снижение зрения, обоняния, осязания, слуха, потеря тактильных ощущений;
  • хронические нарушения органов пищеварения и обменных процессов (запор, диарея);
  • хроническое чувство слабости, понижение энергетических запасов, снижение иммунитета, биохимических показателей в крови и гормонального фона;
  • чувство физического и психологического истощения.

Психологические признаки эмоционального выгорания

К психологическим аспектам выгорания принято относить:

  • безосновательные нервные срывы, замкнутость, вспышки агрессии и гнева, отстранение от окружающих;
  • отрицательный настрой на будущее и профессиональный рост;
  • повышение раздражительности, агрессии и бурное реагирование на происходящие события;
  • постоянное чрезмерное переживание и ощущение беспричинного беспокойства, стыда, вины, обиды, стеснительности и подозрительности;
  • резкое понижение самооценки и недовольство собой;
  • стрессы, депрессия, пассивность, скука, апатия, снижение эмоциональных реакций, ощущение подавленности;
  • хроническое и необъяснимое ощущение страха и предчувствие отрицательного итога и неудачи;
  • чрезмерное ощущение тревоги и неправильности положения и ситуаций.

Социальные аспекты синдрома эмоционального выгорания

К социальным и поведенческим реакциям выгорания можно отнести:

  • злоупотребление алкоголем и сигаретами, переедание или полное отсутствие аппетита, концентрация, увеличение и появление вредных пристрастий и привычек;
  • изменение режима дня и сна;
  • неадекватная критика окружающих, отчужденность от близких;
  • невозможность выполнения главных задач из-за зацикленности на мелких проблемах, трата полезного времени и энергии на не первоочередные дела;
  • отсрочка планов на следующий день и невыполнение их в результате;
  • чувство непосильности привычной работы и катастрофической нехватки энергетических ресурсов;
  • чувство собственной бесполезности, понижение заинтересованности и стимула, безразличие и равнодушие к результату;
  • повышенная раздражительность, необоснованная злоба и агрессия, обиды, истерики.

Уровни эмоционального выгорания

Психологическое истощение или выгорание может проявляться незаметно, и человек практически не способен самостоятельно определить начало синдрома эмоционального выгорания. Диагностика уровня эмоционального выгорания зачастую проводится психологами в виде тестирования и позволяет выявить симптомы синдрома как можно раньше для эффективного его лечения.

Первая стадия эмоционального выгорания

На первом этапе эмоции просто приглушаются, что проявляется в легком безразличии и нечувствительности к происходящему и окружающим людям. Также проявляется усиленное недовольство собой, жизнью и острые вспышки реагирования в отношениях в социуме. На физическом уровне человек часто испытывает необоснованные головные боли, спазмы в спине и судороги конечностей, его беспокоят бессонница и частые простудные заболевания.

Вторая стадия эмоционального выгорания

На следующем этапе синдром эмоционального выгорания начинает проявляться более заметно с эмоциональной стороны. Так же, как зеркальное отображение, вы начинаете отражать свое недовольство и внутренний дискомфорт во внешних проявлениях раздражения, злобы и агрессии в отношениях с людьми, с которыми необходимо общаться на протяжении всего дня. Во избежание резкой необоснованной агрессии, человек может отстраняться от окружающих, замыкаться в себе и выполнять минимум необходимой работы и не проявлять активности, чтобы как можно меньше контактировать с людьми в обществе.

Третья стадия эмоционального выгорания

Раздражение не может продолжаться вечно, поэтому наступает третий этап выгорания – эмоциональное и физическое истощение. У человека больше не остается сил ни на работу, ни на выполнение своих ежедневных обязанностей, ни на отдых и общение с близкими. Этот этап характеризуется проявлениями резкой озлобленности, обиды, грубости, замкнутости и полной отстраненности от общества, иногда проявляется страх общения и необъяснимое волнение при выходе из привычной зоны комфорта, а также организм подвержен серьезным заболеваниям (дерматиты, астма, язва, гипертония, рак).

Эмоциональное профессиональное выгорание

Психологи выделили несколько профессий, которые попадают в первую группу зоны риска для синдрома выгорания:

  1. Медицинские работники.
  2. Социальные работники.
  3. Преподаватели.
  4. Старшие менеджеры и руководители.
  5. Работники силовых структур.
  6. Работники сферы управления.
  7. Профессии, связанные с постоянными командировочными отъездами.
  8. Работники сферы услуг, находящиеся в постоянном контакте с людьми.
  9. Работающие во вредных условиях (шум, вибрация, загрязненный воздух).
  10. Работающие по сменному графику, без определенного режима отдыха и питания.

Помимо профессиональной принадлежности психологическому выгоранию может подвергнуться любой человек, на работе которого постоянно происходят организационные изменения и конфликты. Многое зависит от личностных качеств, например, экстраверты подвергаются выгоранию реже интровертов. В зону риска попадают люди, имеющие высокие идеалы и завышенные личностные требования, а также те, кто не привык разграничивать работу и личную жизнь.

Люди, подверженные стрессам, склонные к сопереживанию, мечтаниям, психологически неустойчивые и идеализирующие события и общество более подвержены такому выгоранию. Помимо этого у каждого человека существуют периоды профессионального кризиса (обычно стаж от 10 до 15 лет работы), во время которого человек или развивается дальше, или работа перестает его интересовать и радовать. Невозможность карьерного роста, отсутствие стимула и постоянного профессионального обучения является одним из самых важных факторов, который приводит к психологической апатии человека.

Профилактика эмоционального выгорания

Меньшему риску психологического выгорания подвержены люди с такими качествами:

  • адекватная самооценка способностей и уверенность в личных возможностях;
  • крепкое здоровье;
  • регулярная забота о физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом).

Также синдрому выгорания менее подвержены люди с опытом положительного преодоления проблем и способные на быстрые приспособления к изменениям окружающих условий. Такие люди отличаются самостоятельностью, позитивным настроением, желанием общаться и заводить знакомства, неуемным желанием обучаться и путешествовать. Важной характеристикой неподверженных стрессам людей является оптимистичное настроение по отношению к себе, окружающим и происходящему.

Итак, профилактика синдрома эмоционального выгорания заключается в следующих средствах:

  1. Спорт. Физическая активность является не только хорошей профилактикой заболеваний и лишнего веса, но и панацеей от всех психологических травм. Другое дело, что кому-то подходит йога и медитация, другому – закаливание, утренние пробежки или зарядка по утрам, а для других идеальны групповые занятия в тренажерном зале или в танцевальных секциях.
  2. Отдых. Эффективность работы напрямую зависит от полноценного расслабления. На отдых так же, как и на работу, необходимо потратить какое-то время, чтобы вернуться к обязанностям с новой порцией энергии. Это может быть и смена обстановки в связи с поездкой, и новые положительные впечатления от встречи с друзьями, и даже получение порции адреналина для любителей экстрима.
  3. Режим. Упорядоченный и распланированный день поможет своевременно сконцентрироваться на работе и своевременно приучить организм к положенному отдыху.
  4. Психологическая защита. Умение поставить воображаемый барьер между собой и неприятным вам человеком позволит контролировать свои эмоции и не реагировать на возможные эмоциональные провокации окружающих, что сохранит ваши нервные клетки и убережет от ненужного стресса.
  5. Гармония. Сохраняйте внутреннее спокойствие и душевное равновесие, не смешивайте работу и личную жизнь, а ведите беседы на общие отвлеченные темы. Не растрачивайте личные энергетические ресурсы на обсуждение личной жизни и проблем, как своих собственных, так и ваших коллег. Храните личные проблемы только для очень близких людей и не растрачивайтесь на объяснения или сопереживания со знакомыми и сотрудниками.

Видео об эмоциональном выгорании личности

Доступный видеоролик о психологическом синдроме выгорания поможет в борьбе с проблемой:

Елена созерцатель
  • Активность: 113k
  • Пол: Женщина
Елена созерцатель

formulazdorovya.com

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Э. в. представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Э. в.— отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда Э. в. отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Специальная методика диагностики Э. в. разработана В. В. Бойко.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

симптомокомплекс психического расстройства, включающий: 1. эмоциональное и/или физическое истощение; 2. деперсонификацию, в данном контексте обозначающую ощущение обезличенности людей, потери способности адекватно реагировать на их эмоциональные проявления и 3. снижение работоспособности. Возникает у лиц, находящихся в длительном и интенсивном контакте с другими людьми (учителя, воспитатели, врачи, психологи и т.д.). Чаще выявляется у женщин в возрасте после 30-40 лет. Значимость данного расстройства как в индивидуальном, так и в общесоциальном плане явно недооценивается. Лечение данного расстройства, если оно вообще осуществляется, является комплексным, оно включает лекарственную терапию (ноотропы, легкие антидепрессанты, снотворные и вегетостатичесеские препараты), психотерапию (как индивидуальную, так и групповую, включая семейную), стимуляцию других, подавленных интересов и занятий; изменение отношения к профессиональной деятельности на более рациональное, адаптивное; в отдельных случаях это рекомендации по смене профессии. Основное значение имеет профилактика расстройства, разумное отношение к профессиональной деятельности. См. Синдром выгорания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

vocabulary.ru

Синдром эмоционального выгорания — моральное, нервное и физическое истощение

Более 50 лет назад в Америке впервые начали изучать разновидность стресса, при возникновении которого обычная терапия не приносила результатов.

Пациенты жаловались на эмоциональный кризис, отвращение к своей работе, чувство угасания профессиональных навыков. При этом наблюдались разнообразные психосоматические расстройства и утрата социальных контактов.

Выделивший это явление в самостоятельную форму стресса американец Фрейденбергер, дал ему название «выгорание».

Сгореть на работе, как спичка — корнями в СССР

Советские люди не хуже американцев понимали, что это за напасть. По крайней мере, все знали, чем это заканчивается. «Ещё один сгорел на работе» — этот смертельный диагноз был почётным.

В рамках воинствующего коллективизма для общества это имело какую-то ценность, хотя для отдельно взятой личности, почившей с таким романтизмом, наверно, это было всё-таки трагично. Всем были известны 3 стадии явления трудоголизма:

  • «гореть на работе»;
  • «перегореть к чему-то»;
  • сгореть.

Гореть – это было по-нашему! Но сгореть можно было почётно – на работе и бесславно – от водки. Трудоголизм и алкоголизм на первый взгляд не имеют ничего общего. Но, приглядевшись внимательно, можно узнать в этих «чрезмерностях» похожие черты и симптомы. И общую последнюю стадию: скатывание личности в деградацию.

Американцам нечем похвастать: у нас тоже издавна горели, выгорали и сгорали. И даже считалось, что именно так и надо жить. Вспомните пламенного Сергея Есенина: «А мне, чем сгнивать на ветке, уж лучше сгореть на ветру». Сгорали раньше положенного земного срока поэты, писатели, актёры, врачи, общественники.

А задолго до Френдербергера его знаменитый соотечественник Джек Лондон дал исчерпывающее описание синдрому эмоционального выгорания на примере своего гения трудолюбия Мартина Идена в одноименном произведении.

Мартин, который работал по 15-20 часов в сутки, стремясь к своей цели, в конце концов, добился её. Но, увы, ему к тому времени уже не нужна была ни слава, ни деньги, ни возлюбленная. Он выгорел дотла. Тягостное состояние, при котором он уже ничего не чувствовал, не хотел и не мог. Добившись всего, о чём мечтал, банально покончил жизнь самоубийством. Ну вот, ещё один сгорел на работе… Точнее, от работы.

Опасности и механизм развития выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это форма стресса, при которой происходит истощение организма на всех трёх уровнях: эмоциональном, физическом и психическом.

Коротко говоря, выгорание – это отчаянная попытка организма защититься от чрезмерных нагрузок. Человек обрастает непробиваемым панцирем. Через этот панцирь к нему не может пробиться ни одна эмоция, ни одно чувство. В ответ на любой раздражитель автоматически срабатывает «охранная система» и блокирует ответную реакцию.

Для выживания индивида это полезно: он погружается в режим «экономии энергии». Но для окружающих его людей, партнёров, пациентов, родственников это плохо. Кому нужен «выключенный» из повседневности биоорганизм, который механически «тянет лямку» на работе, стремится уйти от любых форм общения и постепенно утрачивает профессиональные и коммуникативные навыки. Люди начинают сомневаться в своей компетентности и профессионализме.

Синдром опасен и для самой личности, и для окружающих. Представьте, что пилот самолёта, на котором вы куда-то собрались лететь, вдруг усомнился в том, что поднимет машину в воздух и доставит вас по месту назначения.

А хирург, у которого вы лежите на столе, не уверен, сможет ли он без ошибок провести операцию. Учитель внезапно осознаёт, что он больше не способен ничему никого научить.

А за что русский народ всегда с ненавистью относилась к работникам правоохранительных структур? То, что гражданам казалось хамством, цинизмом, бездушием в презренных «ментах», на самом деле было всё тем же «выгоранием».

Три стороны истощения и эмоциональной лабильности

Эмоциональное выгорание (burn-out) развивается исподволь, постепенно, может быть сильно растянуто во времени, а потому заметить его на начальных стадиях проблематично. В его развитии условно выделяют следующие 3 фактора:

  1. Личностный. Исследователи отмечают целый спектр взаимоисключающих черт характера личностей, подверженных «выгоранию». С одной стороны быстро «выгорают» гуманисты и идеалисты, готовые всегда придти на помощь, протянуть руку, подставить плечо. Фанатики – люди, одержимые сверхидеями, сверхцелями, сверхидеалами – тоже хорошее топливо для синдрома. Это люди «тёплого полюса». На другом полюсе – люди, эмоционально холодные, как в общении, так и в работе. Сильно расстраиваются только из-за собственных неудач: интенсивность переживаний и негатив просто зашкаливают.
  2. Ролевой. Неправильное распределение ролей. Допустим, предполагается, что коллектив работает в одной упряжке, и результат будет зависеть от чётко организованной командной работы сотрудников. Но никто чётко не прописал распределение нагрузки и уровень ответственности каждого. В результате один «пашет за троих», а другой «дурака валяет». Но и тот, кто «пашет», и тот, кто «волынит» имеют одинаковую зарплату. Трудяга, который не получает по заслугам, постепенно теряет мотивацию, развивается, так называемый синдром выгорания на работе.
  3. Организационный. С одной стороны – существование мощного психоэмоционального напряжения в слаженном коллективе. На его фоне идёт рабочий процесс: общение, получение и переработка информации, решение проблем. И всё это усугубляется тем, что сотрудники заряжаются и заражаются друг от друга чрезмерными эмоциями. С другой стороны – психотравмирующая атмосфера на работе. Конфликтные ситуации внутри коллектива, плохие отношения с начальством. Никудышная организация, плохое планирование трудового процесса, ненормированный рабочий день и ничтожная оплата за внушительные переработки.

Причины и постепенное развитие синдрома

Причины для появления эмоционального выгорания обычно возникают от того, что либо мы сами, либо что-то извне психологически давит на нас и не даёт времени на «тайм-аут»:

  1. Давление изнутри. Сильная эмоциональная нагрузка, будь она со знаком «плюс», или «минус», которая сильно растянута во времени, приводит к истощению эмоциональных ресурсов. Это область личного пространства, и причины истощения могут носить индивидуальные черты.
  2. Давление извне, или требования общественных норм. Перегрузки на работе, требования соблюдать общественные нормы. Стремление соответствовать модным тенденциям: стиль и уровень жизни, привычка отдыхать на дорогих курортах, одеваться «от кутюр».

Сидром развивается постепенно:

  1. Предупреждение и предостережение: погружённость в работу с головой, пренебрежение собственными потребностями и отказ от общения. Последствия этого – усталость, бессонница, рассеянность.
  2. Частичное самоустранение: нежелание делать своё дело, негативное, или безразличное отношение к людям, потеря жизненных ориентиров.
  3. Нарастание отрицательных эмоций: апатия, депрессия, агрессивность, конфликтность.
  4. Деструкция: понижение интеллекта, потеря мотивации, безразличие ко всему
  5. Нарушения в психосоматической сфере: бессонница, гипертония, сердцебиения, остеохондрозы, сбои в пищеварительной системе.
  6. Потеря смысла существования и иррациональные чувства.

Кто рискует больше других?

В наше время сгорают все, несмотря на принадлежность к профессии. Эмоциональное выгорание свойственно таким профессиям и группам граждан:

  1. Врачи, социальные работники, педагоги, волонтёры, то есть все те, кому по роду деятельности приходилось тесно общаться с социумом.
  2. Трудоголики, обуреваемые целью: успеть сделать как можно больше, за срок, как можно меньший.
  3. Писатели, которым «не пишется», композиторы, которым «не сочиняется».
  4. Матери, готовые ехать на лесоповал, лишь бы хоть ненадолго отдохнуть от своих крикливых младенцев. Эмоциональное выгорание особенно свойственно для мамы, которая воспитывает своего ребенка сама.
  5. Люди, воспитывающие «особых» детей. Уход за детьми с синдромом Дауна, детьми-аутистами – это растянутый на долгие годы непреходящий и непроходимый стресс. Вообще дети с орфанными (редкими) заболеваниями – сильные стрессоры в семье.
  6. Те, кто ухаживает за «лежачими» больными. Это колоссальный труд, требующий от человека постоянной выдержки, терпения, смирения и самоотверженности.
  7. Люди, которые идут на работу, как на эшафот.

Врачи в группе риска

Не так давно считалось, что синдром эмоционального выгорания — это исключительная привилегия медицинских работников. Объяснялось это так:

  • профессия врача требуют от человека постоянного душевного участия и тепла, сопереживания, сострадания, симпатии к пациентам;
  • наряду с этим – сознание огромной ответственности за здоровье и жизнь пациентов;
  • вероятность совершения трагической ошибки во время операции, или постановки диагноза;
  • хроническое нервное напряжение;
  • трудный выбор, который приходится делать (разделять, или нет сиамских близнецов, рисковать, делая больному сложную операцию, или дать ему спокойно умереть на столе);
  • непомерные нагрузки во время эпидемий и массовых катастроф.

Легкое выгорание

Наиболее безобидно выглядит выгорание на уровне реакций, так называемое «легкое выгорание» Оно характерно тем, что имеет короткое время воздействия и проходит по мере того, как исчезают причины, которыми было вызвано.

По «лёгкому» выгорали, наверное, все хоть раз за свою жизнь. Такое эмоциональное истощение может быть вызвано такими причинами:

  • душевный, или материальный кризис;
  • внезапный «цейтнот» на работе, потребовавший отдачи всех эмоциональных и физических ресурсов;
  • уход за грудным младенцем, который заливается криком по 10 часов в сутки;
  • подготовка к экзамену, судьбоносному собеседованию, или работа над сложным проектом.

Природа рассчитала так, чтобы мы были готовы к таким испытаниям, при этом не должна происходить поломка в организме. Но она случается, если то, чем занимается человек, приводит к перенапряжению нервной системы.

Казалось бы пора бы уже и отдохнуть, а ситуация, требующая нашего вмешательства, не разрешается, оставляя нас в постоянном ожидании, повышенной готовности и напряжении.

Тогда и обрушиваются все симптомы «выгорания», или, попросту говоря – стресса. Но, наконец, проблема разрешена. Теперь можно вспомнить про себя: всласть отоспаться, сходить в бассейн, выбраться на природу, или вообще взять отпуск. Организм отдохнул, восстановился – симптомы «выгорания» исчезли без следа.

Вниз по ступеням выгорания

Согласно Фрейндебергеру, существует шкала выгорания, к которой человека последовательно ведут 12 ступенек:

  1. Ступень первая – это энтузиазм (я всё смогу, всё одолею), который отодвигает на задворки собственные потребности человека ради достижения поставленной цели. Одержимость выливается в то, что постепенно у него не остаётся свободного времени ни для себя, ни для других. Уже на этой ступени даже звонок телефона – повод для раздражения и бессильного гнева (опять отвлекают!).
  2. Ещё полно «пороха в пороховницах», высока мотивация, но человек явно переоценивает свои силы и пренебрегает потребностями в отдыхе и расслаблении.
  3. На этой ступени личность пытается закрыть глаза на растущее неблагополучие в семье и коллективе. Сначала срабатывает метод сознательного «вытеснения» неприятных моментов, а потом эти моменты он уже просто не замечает. «Выгорающий» бессознательно игнорирует возникающие проблемы.
  4. Человек не может провести разграничительную черту между собой и своей работой. Сверхзадача растворяет личность в его же цели и превращает человека в биоробота – исполнителя необходимых функций.
  5. Удовольствие от своей деятельности пропадает, интерес к ней резко падает, результативность всё хуже.
  6. Налицо все признаки хронической усталости: чувство бессилия, нарушения сна (бессонница сменяется болезненной сонливостью). Человек пытается отгородиться от мира, выражает антисоциальные мысли, утрачивает способность к сопереживанию и соучастию.
  7. Бывший энтузиаст полностью измотан, подавлен, апатичен. Для него тяжкая работа – поддерживать социальные контакты.
  8. Утрата смысла жизни, полный вакуум внутри. Самооценка стремительно падает. Одно желание – самоустраниться ото всех обязанностей и отношений.
  9. Общее отвращение к жизни, провал в депрессию.
  10. Кризис: нервные срывы без всякого повода, присоединение физических страданий, потеря работоспособности.
  11. Точка невозврата. Снежный ком физических и эмоциональных проблем вызывает серьёзные болезни. Попытки справиться с этим состоянием с помощью алкоголя, наркотиков или обжорства усугубляют картину. На этой ступени нужна срочная помощь грамотных специалистов, но человек за ней не обращается.
  12. Называется: «допрыгался». Пациент болен: ему нужна помощь терапевтов, психиатров, поскольку сам со своим состоянием он уже не справится. На этой ступени приходят мысли о самоубийстве. Некоторые даже пытаются «воплотить их в жизнь»

Горим на закате, горим на рассвете…

Сгореть на стадии расстройства – это уже заработать хроническое состояние эмоционального выгорания. Совокупность всех трёх симптомов заставляет говорить о синдроме «выгорания». Звенья, из которых состоит синдром:

  1. Эмоциональное истощение: мучительное состояние, чем-то напоминающее симптомы шизофрении. Человек страдает от эмоционального бесчувствия. Все переживания утрачивают силу, окраску и значение. Если он ещё и способен на какие-то эмоции, то только на те, которые имеют отрицательный баланс.
  2. Циничность в отношении к людям. Негативные чувства и отвержение тех, к кому ещё вчера отношение имело любовно-заботливую окраску. На месте живого человека теперь видится просто докучливый объект, требующий внимания.
  3. Уверенность в собственной некомпетентности, в угасании профессиональных навыков, ощущение, что больше он ни на что не способен, и «нет света в конце тоннеля».

Диагностика СЭВ

При диагностировании синдрома эмоционального выгорания традиционно пользуются следующими методами и тестами:

  • биографический: с его помощью можно проследить весь путь по жизни, кризисные моменты, основные факторы формирования личности;
  • метод тестов и опросов: небольшой экзамен, позволяющий выявить наличие, или отсутствие синдрома;
  • метод наблюдения: испытуемый не подозревает о том, что за ним наблюдают, поэтому сохраняет привычный ритм жизни, на основании наблюдения делается заключение о тех, или иных симптомах стресса;
  • метод эксперимента: искусственно создаётся ситуация, способная спровоцировать у больного симптомы «выгорания»;
  • метод «Маслач — Джексон»: американская система определения степени выгорания в профессиональном плане, проводится с помощью опросника.

Метод Бойко

Методика Бойко – это опросник из 84 утверждений, на которые тестируемый может ответить только «да», или «нет», из этого можно заключить, на какой фазе эмоционального выгорания находится человек. Существует 3 фазы, для каждой из которых определены основные признаки эмоционального истощения.

Фаза «Напряжение»

Для неё ведущими симптомами выгорания являются:

  • многократное прокручивание в голове негативных мыслей;
  • недовольство собой и своими достижениями;
  • ощущение, что ты упёрся в тупик, загнан в ловушку;
  • чувство тревоги, паника и депрессия.

Фаза «Резистенция»

Её главные симптомы:

  • cильная реакция на слабый раздражитель;
  • потеря нравственных ориентиров;
  • скупость в выражении эмоций;
  • попытки сократить круг своих профессиональных обязанностей.

Фаза «Истощение»

Характерные проявления:

  • безэмоциональность;
  • попытки самоустраниться при любых проявлениях эмоций;
  • отстранённость от мира;
  • нарушения психосоматики и вегетативной нервной регуляции.

После прохождения теста специально разработанной системой подсчёта баллов можно определить:

  • степень выраженности симптома в фазе выгорания (несложившийся, складывающийся, сложившийся, доминирующий);
  • стадию формирования самой фазы (не сформирована, в процессе формирования, сформировавшаяся).

Пройдите тест Бойко на эмоциональное выгорание прямо сейчас!

Спасение выгорающего – дело рук самого полыхающего

Бывает так, что два человека делают одну и ту же работу, тратят на неё одинаковое количество времени и сил. Но у одних постепенно наступает синдром выгорания, а у других – нет. В чём причина?

Смысл жизни и продвижение по карьерной лестнице – разные вещи. Те, чья жизнь наполнена смыслом и истинными ценностями, не подвержены стрессам.

А самый успешный бизнесмен может тяжко страдать от синдрома эмоционального выгорания из-за того, что зарабатывание денег не может подменить собой смысл жизни и настоящие радости бытия.

Коротко можно выразиться так: если то, чем вы занимаетесь, приносит вам радость, ощущение счастья и наполненности жизни – выгорание на работе вам не грозит. Заинтересованность в своём деле, чувство удовлетворения, радости не даёт разбушеваться «выгоранию».

Если просто «тянуть лямку», откладывая «настоящую» жизнь на потом, то стрессов не избежать.

Возьмите на вооружение пару советов:

  1. Поймите свои мотивы. Убедитесь, что дело, которым вы занимаетесь, является для вас смыслом жизни.
  2. Проверьте свои ощущения. Чувствуете ли вы радость от своих занятий, считаете ли их полезными, наполняют ли они вашу жизнь позитивной энергией?

Необходимая профилактика, которая доступна каждому, при первых симптомах эмоционального выгорания:

  1. Нужно снять напряжённость: для этого существует море методик, практик и эффективных групп психологической разгрузки.
  2. Метод «зигзага»: немедленно перестаньте заниматься тем, чем занимаетесь в эту минуту, сойдите с тропы и сверните в сторону. Например: встаньте из-за стола и хорошенько, до пота прогуляйтесь по улице часика 2-3. Резкая смена деятельности хорошо тонизирует, освежает голову и напитывает позитивом.
  3. Разгрузить себя от дел: «работа – не волк». Следуйте время от времени этой народной доктрине. Научитесь делать паузы и распределять дела по времени и мере необходимости.
  4. Разделить с кем-то свои обязанности. Перекиньте с вашего «воза» кое-что в соседний, если возчик не против. Не надо думать, что «если не я, то кто же?» История доказала: незаменимых нет.
  5. Делать ставки на реальные проекты и «забивать» на заведомые прожекты. Проще говоря: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».
  6. Взять выходной, или отпуск, выбрать хороший санаторий, или разбить штурмовую палатку в горах (кому что больше нравится).
  7. От души отоспаться: во сне организм самоизлечивается, а психика крепчает.
  8. Поменять работу. Это, конечно, сложнее, чем сменить носки. Но в пиковой ситуации не бойтесь взять новую высоту.
  9. Пересмотреть стиль жизни: активные движения на свежем воздухе могут вернуть чуть ли не с того света. А жизнь, проводимая, сидя на пятой точке, заставляет самоотравляться избыточным выделением «гормонами стресса».

Как бороться с эмоциональным выгоранием:

Когда звать на помощь?

Когда саморазрушение личности достигло своего пика, самопомощь уже исключается. Спасение может придти только извне. Как правило, родственники «занедужившего» обращаются к психиатрам, психологам, психотерапевтам.

Наряду с сеансами психотерапии назначаются медикаментозные средства: это препараты группы антидепрессантов, транквилизаторов и нейролептиков.

Несерьёзность СЭВ – только кажущаяся. На самом деле психоэмоциональное выгорание имеет грозные осложнения для физического и психического здоровья. Поскольку речь идёт о поломке в системе высшей нервной деятельности, которая « в ответе за всё», то синдром выгорания приводит к нарушениям во всех органах и системах.

Эмоциональный кризис и нервный сбой вызывает сбои в:

  • сердечнососудистой системе;
  • эндокринной;
  • иммунной;
  • вегетососудистой;
  • желудочно-кишечном тракте;
  • психоэмоциональной сфере.

Самые печальные случаи заканчиваются тяжёлыми депрессиями, смертельными заболеваниями. Нередко попытки избавиться от невыносимого состояния заканчиваются суицидом.

Читайте ещё

neurodoc.ru


Смотрите также