Психологический стресс это


Психологический стресс

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

www.neboleem.net

Психологический стресс

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье, создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает страх, боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения) — комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная. Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит психологическую травму, наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к фобиям.

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?». В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое,  биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции;
  • Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания).  Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Мотивация,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка, качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса — возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить  контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того,  в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная тревога;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;
  • Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы, действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки, изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных  препаратов, как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов. В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность  мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом.   Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки  воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

fobiya.info

Психологический стресс - это... Что такое Психологический стресс?

  • психологический стресс — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN psychological stress Strain or disequilibrium of the mind especially in its affective or cognitive functions, or the physical or mental stimulus, agent or experience that… …   Справочник технического переводчика

  • Стресс — (от англ. stress  давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение)  неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… …   Википедия

  • стресс — Состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… …   Википедия

  • СТРЕСС — в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… …   Философская энциклопедия

  • Стресс психологический — Учение Г. Селье о биологическом стрессе (СБ) стимулировало развитие концепции о стрессе психологическом (СП) Во второй половине XX века начался научный бум, звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Стресс и нарушения адаптации — Стресс состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители.Основные виды стресса: физиологический;… …   Справочник по болезням

  • СТРЕСС (в психологии) — (англ. stress) состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (́КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ —         Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Стресс — (англ. stress – давление, напряжение) (Selye Н., 1936). Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные… …   Толковый словарь психиатрических терминов

dic.academic.ru

Что такое психологический стресс?

Отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев считал: если у организма существует реакция на такое внешнее явление, которое не связано с жизненными потребностями (еда, сон, размножение, безопасность для жизни) — значит, эта реакция психологическая. Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд получил мировую известность, став вместе с Й. Брейером родоначальником понятия психической травмы. Под психической травмой он понимал негативную эмоциональную реакцию на экстраординарную ситуацию. Таким образом, психика реагирует на стрессовую ситуацию и, в свою очередь, становится причиной, обуславливающей стрессовую реакцию организма. Поэтому стресс — прежде всего, психологическое понятие.

Стрессовые ситуации

Понятие стрессовой ситуации в концепции стресса является также психологическим. Стрессовые ситуации — это ситуации, когда человек испытывает сильное эмоциональное потрясение. Это потрясение может быть вызвано не столько внешними обстоятельствами, сколько установками по отношению к ним.

Можно выделить два вида стрессовых ситуаций: экстремальные социальные обстоятельства (пожар, ограбление, нападение, ураган, смерч, цунами, вооруженный конфликт и др.) и критические психологические условия (экзамен, смерть близкого человека, увольнение, эмиграция, тренинг лайф-сприн, первый сольный концерт и пр.). В первом случае это события, несущие непосредственную опасность для жизни. Но, например, многие постоянные жители Японии спокойно относятся к цунами, в то время как для случайного туриста оно может стать шоковым потрясением. Кто-то спокойно переносит смерть близкого, а для кого-то стресс — разговор со случайным прохожим. Сила эмоциональной реакции связана с порогом восприимчивости человека.

Внутренние причины стресса

В концепции стресса изучается комплексное влияние как внешних, так и внутренних факторов, с упором на физиологию. Мы же попробуем сказать немного именно о внутренних, психологических причинах, не пытаясь привязать их к конкретным событиям. Что же это за внутренние причины?

Это, например, слова и поступки людей, которые не имеют глобального значения, мало заметны другим, но очень важны для нас. Например: лучший друг не позвал на свадьбу, классный руководитель оскорбил девочку, я узнала, что моя подруга мне врет, и т. п. Переживая эти события, мы переживаем их как важные и значительные и нередко основываем на них важные жизненные решения. Зачастую мы с трудом можем рассказать о них кому-то другому, потому что в этих внутренних переживаниях и решениях проявляются самые важные для нас убеждения и открывается зона нашей психологической уязвимости. К тому же мы не всегда уверены в том, что другой нас поймет. Ведь гораздо легче все объяснить, когда для эмоций есть конкретный, понятный всем повод! И поэтому мы загоняем свои переживания внутрь и забываем о них.

Трудности выражения и понимания

Загнав свои переживания внутрь и оказавшись, таким образом, с ними наедине, мы испытываем прежде всего трудности понимания. С одной стороны — нам очень хочется найти поддержку у окружающих, но с другой стороны — совсем не хочется встретиться с непониманием и тем еще больше усугубить ситуацию. Это состояние нередко приводит к сугубо психологическому кризису: психической реакции без видимых внешних причин.

Загнанный глубоко внутрь стресс проявляется в тревожности, беспричинных перепадах настроения, «нервных срывах», конфликтах. Но самое главное: подавленный психологический стресс вызывает негативную реакцию организма, ослабляя иммунитет и являясь причиной многих заболеваний. В результате стресса может возникать то, что называется «психосоматика»: заболевание, не имеющее физиологических причин.

Если у нас нет такой веской и понятной причины, как тайфун, ураган, вооруженное ограбление, то мы не всегда можем найти способ адекватно выразить свои чувства. Наши слова звучат банально, и окружающие не могут реагировать на них адекватно, потому что не могут понять то огромное значение, которое в них содержится. В отсутствие адекватной реакции других на наши психические события мы неизменно утрачиваем контакт с самими собой, своим истинным Я, а вслед за тем — истинный контакт с другими. Наши отношения с окружающими становятся поверхностными и не приносят удовлетворения.

Таким образом, переживая стресс, мы чаще всего уходим от выражения своих переживаний. Возможно, из страха, что нас не поймут, но чаще всего — боясь как раз того, что нас поймут, и не желая открывать своих «зон уязвимости». Переживая стресс, мы пытаемся создать «экран», «завесу» и спрятать свой внутренний мир от чужих, а нередко даже и от самих себя. Поэтому наши внутренние переживания остаются чаще всего бессознательны. Не будучи выраженным, внутренний стрессогенный фактор живет глубоко внутри и ждет только подходящего случая, чтобы проявиться. И таким случаем становится для него встреча со стрессовой ситуацией.

Так что же такое психологический стресс? Это внутренние, психологические причины стрессовой реакции на событие. Большинство людей уверены в том, что стресс — это физиологическое явление, и встречаясь с психологическим стрессом, испытывают серьезные затруднения. Самое главное при психологическом стрессе — возможность его выражения.

shkolazhizni.ru

1.2.2. Особенности психологического стресса

1.2.2. Особенности психологического стресса

Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится @@@@@21, 23#####. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порой вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации @@@@@4#####. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций @@@@@16#####.

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический.

Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

Таблица 1. (Окончание).

Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.

Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса.

Следующая глава

psy.wikireading.ru

Стресс в психологии: это что такое, виды и признаки

В психологии состояние повышенной нервной возбудимости рассматривается как реакция на внешние действия. Этому состоянию подвержены все люди, но их способность переносить внешнее давление отличается. Важно знать психологические симптомы стресса, чтобы вовремя распознать его и научиться противостоять.

Понятие стресса в психологии: формы и особенности состояния

Термин «стресс», образованный от английского stress, буквально переводится как давление, напряжение, нагрузка. В психологии под стрессом понимают особый комплекс реакций организма, возникающих в ответ на внешние неблагоприятные факторы. Во время переживания внешнего давления изменяется состояние организма: физические процессы ускоряются, нервная система работает в усиленном режиме.

Выделяют два вида стресса: положительный и отрицательный. Он зависит от особенностей факторов влияния и личного отношения человека к ним.

Длительная подверженность внешнему давлению истощает организм. Поэтому его воздействие нужно сокращать и ослаблять, иначе даже положительный стресс приведет к негативным последствиям.

Изучение феномена стресса: история понятия, выделение в отдельную категорию

Первым исследователем, использовавшим слово стресс для определения специфического эмоционально-физиологического состояния, был У. Кэннон. Он изучал разницу реакций организма на опасность, и выявил определенную совокупность симптомов, которые проявлял организм в ответ на внешнюю агрессию.

Первая научная работа, в которой подробно описывалась стрессовая реакция, была написана Г. Селье в 1936 г. Рассматривая общий адаптационный синдром, физиолог отметил особое состояние, в котором у индивида повышается нервное напряжение. Но поскольку термин стресс тогда еще не был общеупотребим, Селье его не использовал. Он плотно вошел только через 10 лет, и с тех пор используется в психологии и психиатрии.

Особенности физиологических процессов во время стресса

Селье описывает стрессовое состояние как неспецифический ответ организма на внешние факторы. Они могут быть значительными или незаметными, в отдельных ситуациях сознание человека не может зафиксировать причину переживания. Но реакция организма появляется независимо от того, является ли внешнее давление осознанным.

Еще будучи студентом, Селье пришел к выводу, что реакция на повреждение или угрозу у разных людей одинакова. Он рассматривал признаки инфекции: у всех заболевших симптомы проявлялись в одно время и с похожей интенсивностью. Его эксперименты с крысами, а позднее — эксперименты с людьми дали аналогичные выводы: живые организмы, сталкиваясь с опасностью или получая увечья, реагируют одинаково. Характер повреждений роли не играет. Выявление универсальности симптомов позволило выделить три основных фактора:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение тимуса;
  • кровоизлияние в желудке и кишечнике.

Объединив признаки в триаду, Селье сформировал представление об общем адаптационном симптоме.

Особенности общих адаптационных симптомов: стадии и физические изменения

Результаты собственных экспериментов помогли Селье выделить 3 стадии ОАС:

  1. Тревога — организм мобилизует внутренние ресурсы.
  2. Сопротивляемость — активное сопротивление внешнему влиянию.
  3. Истощение — расход ресурсов, чувство утомления.

Вначале Селье воспринимал явление стресса негативно, как реакцию на неприятную ситуацию. Но эксперименты показали, что отношение к источнику стресса не влияет на активность проявления симптомов. Приятное воздействие оказывает на нервную систему такое же разрушительное воздействие.

Особенности адаптационной энергии: концепция адаптации организма

Рассматривая стресс, Селье предположил, что способности к адаптации (способности противостоять внешнему давлению) у разных людей отличаются. Индивидуальные различия зависят от количества энергии, содержащейся в организме. Объем энергии примерно одинаков для представителей одного вида (уровень сопротивляемости крыс отличается от уровня сопротивляемости собак). Физиологические эксперименты с людьми показали, что реакция мужчин и женщин одного возраста также одинакова.

Исследователь сформировал концепцию адаптационной энергии, состоящую из утверждений:

  1. Энергия ограничена. Ее объем наследуется, и всегда ограничен.
  2. Энергию можно концентрировать. В организме постоянно присутствует распределенный запас энергии, которую можно соединить для эффективного ответа на внешний вызов.
  3. Энергия не всегда активна. Адаптационная энергия включается, когда внешнее воздействие достигает определенного порога.
  4. У энергии есть два уровня активности. Первый уровень реагирует на высокий уровень угрозы и растрачивает большой запас энергии сразу, второй — отвечает на слабую угрозу, расходуя энергию экономно.

Теорию об адаптационной энергии рассматривал последователь Селье Голдстоун. Он считал ее важным открытием, но не разделял мнение Селье о наследственном характере объема энергии. По мнению Голдстоуна, энергетический запас можно развивать и пополнять, повышая способность организма справляться с внешними стимулами. Также он выявил, что постоянное воздействие слабых стимулов повышает адаптационную реакцию.

Голдстоун предположил, что негативные сигналы влияют на организм ежедневно, и человек успешно с ними справляется. Слабые раздражители поддерживают нервную систему в тонусе, при этом почти не расходуя энергию. Сильные стимулы забирают большее количество энергии и истощают запас. Полное истощение приводит к смерти организма. Сила адаптации зависит не от силы стимула, а от особенностей индивидуальных реакций.

Голдстейн пришел к выводу, что адаптационная энергия вырабатывается в течение всей жизни. Скорость выработки постепенно снижается, но наработанный капитал сохраняется. Эмоциональное и физическое истощение наступает, когда человек тратит больше энергии, чем вырабатывает. Современная наука рассматривает обязательный запас энергии как эволюционный механизм защиты.

Различия видов стресса в зависимости от формы проявления и особенностей факторов влияния

Среди разновидностей стресса выделяют следующие виды:

  1. Эустресс — вызывается положительными эмоциями, мобилизует организм, помогает справляться с повседневными трудностями.
  2. Дистресс — появляется, когда внешний стимул слишком сильный, и организм с ним не справляется. Дистресс влияет на здоровье разрушительно, снижая работоспособность иммунной системы. Попадая в ситуацию сильного нервного напряжения, человек чаще болеет инфекционными заболеваниями.
  3. Эмоциональный — сопровождает эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция первична, ее активация заставляет работать остальные системы.
  4. Посттравматический — возникает в ответ на сильное потрясение. Катализатор напряжения — негативные воспоминания.
  5. Психологический — чаще всего обусловлен социальными факторами. Для его прекращения необходим выход из провоцирующей ситуации.
  6. Профессиональный — связан с повышенной нагрузкой во время профессиональной деятельности.

Виды стресса часто объединяются друг с другом в ситуации повышенного уровня угрозы жизни. В повседневной жизни большинство людей испытывает психологический стресс, но его давление низкое или среднее, и не вызывает истощения нервной системы.

Роль стресса при ведении допроса, влияние стрессовых факторов при манипулировании людьми

Стрессовый фактор часто используют следователи, чтобы повлиять на подозреваемых. Для этого во время допроса применяют разнообразные методы, влияющие на физическое и психическое состояние допрашиваемого:

  • допрос проводится в помещении с температурой ниже нормы на 2–3 градуса;
  • следователь задает вопросы быстро, эмоционально давит на подозреваемого;
  • при отсутствии реакции допрашиваемый подвергается перекрестному допросу.

Повышение уровня психологического давления мешает подозреваемому сосредоточиться, он раздражается, злится или напуган. В таком состоянии он быстро теряет способность самоконтроля и сдается.

При манипулятивном воздействии искусственное создание враждебной опасной среды помогает получить нужный результат. Манипулятор внушает ложные убеждения, запугивает или злит объект воздействия, чтобы активировать работу защитных механизмов. Пока человек находится в стрессовом состоянии, его легко переубедить, навязать свое мнение.

Заблуждения: что нужно знать о настоящем эмоциональном напряжении и его последствиях

С пониманием стресса связаны распространенные заблуждения, которые мешают людям эффективно справляться с его последствиями:

  1. Стресс вызывает только сильное потрясение. Сила воздействия определяется не объективными факторами, а особенностями восприятия. Поэтому незначительное для одного человека событие может быть разрушительным для другого.
  2. Сильное потрясение влияет только на нервную систему. Стресс затрагивает все системы органов, может привести к различным заболеваниям.
  3. Дети не могут испытывать стресс. Исследования показали, что новорожденные младенцы уже имеют активный защитный механизм, реагирующий на изменения во внешней среде.
Чтобы отличать настоящее стрессовое состояние от других психологических проявлений, необходимо знать основные симптомы и процесс развития ответной реакции.

Как развивается адаптационный ответ на внешнюю среду: стадии стресса

Понимание принципов развития ответной реакции помогает распознать первые признаки негативного воздействия и своевременно принять меры. Фазы развития стрессовой реакции Селье выделил, определив физические симптомы:

  1. Тревога и мобилизация, подготовка к адаптации. Организм мобилизирует ресурсный запас, готовясь ответить на внешнее воздействие. Проявляется учащенным сердцебиением, чувством тревоги, мышечным напряжением.
  2. Сопротивление, закрепление новых параметров работы организма. Адаптационный запас сил перераспределяется, убирая последствия внешнего влияния. Высокий уровень приспособляемости помогает полностью восстановить нормальное состояние, низкий может не справиться.
  3. Истощение энергетического запаса. Длительное пребывание в третьей фазе может полностью уничтожить запас энергии, вызывая различные заболевания, в том числе — сильные внутренние кровотечения.
Индивид не может бесконечно противостоять влиянию раздражителей, поэтому важно не допускать развития стадии истощения и использовать меры профилактики.

Как поддерживать нормальное состояние в негативной среде: быстрые способы успокоиться

Основной задачей изучения понятия стресса в психологии являлось открытие методов, помогающих справиться с его разрушительным действием. К таким способам относятся:

  1. Учащенное дыхание. Чтобы привести в норму эмоциональное состояние, необходимо помочь организму сбросить напряжение. Для этого подойдет упражнение учащенного дыхания: 3 вдоха и 3 выдоха на 1 сек.
  2. Заземление. Под заземлением в психологии понимают состояние, при котором человек концентрируется на телесных ощущениях. Для повышения концентрации нужно повысить тактильность: сцепить руки в замок, присесть, потопать ногами.
  3. Отстранение. Если негативные последствия нельзя изменить, следует дистанцироваться от них. Для этого нужно сосредоточить внимание на одном объекте, вызывающем положительные эмоции.

Повысить стрессоустойчивость помогает соблюдение режима, регулярные прогулки, полноценный отдых.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, как избавиться от стресса и как им управлять.

mystroimmir.ru


Смотрите также